ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Павловская спортивная школа

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Павловская спортивная школа» Павловского муниципального района Воронежской области (МКОУ ДО «Павловская СШ»)

Павловская спортивная школа

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Павловская спортивная школа» Павловского муниципального района Воронежской области (МКОУ ДО «Павловская СШ»)

МЕНЮ
17
октября
2017

Что такое медиация?

pdfСкачать файл

pdfОткрыть файл в отдельном окне

Что такое медиация?


Медиация (от латинского mediare - посредничать) - это способ разре­шения споров с помощью посредника. Он применяется столько же, сколько длится человеческая история. Исторические источники свидетельствуют о том, что издревле в разных культурах при улаживании спора часто присутст­вовала третья сторона. Ее роль и полномочия были весьма разнообразны, но задача оставалась неизменной, поскольку само наличие на переговорах по улаживанию конфликта посредника всегда повышало вероятность справед­ливого решения. Роль гаранта справедливости сохранилась в деятельности медиатора и в наши дни.

И это вполне понятно. Ведь решение, принятое по справедливости, важно не только для участников спора. Справедливое решение чужого спора гарантирует каждому члену общества его собственную безопасность в случае конфликта. Более того, каждое подобное решение, принятое в соответствии с ясными правилами и соответствующее определенным критериям, - неотьем- лемая часть организации общения людей, и является важной составляющей человеческой культуры.

Вместе с тем, правила сосуществования людей в социуме устойчивы лишь тогда, когда они основаны на общих ценностях, которые разделяет большинство. Только в таком случае каждый член общества согласен жить по этим правилам сам и воспитывать в согласии с ними своих детей, дабы обеспечить преемственность ценностей и идеалов. Иерархия ценностей каж­дого человека и договоренности о правилах взаимодействия (на их основе) всех членов общества взаимосвязаны, влияют друг на друга и, в конечном счете, обеспечивают обществу тот или иной уровень стабильности при со­вместном проживании людей.

Но раз вся жизнь человека проходит в непосредственном взаимодейст­вии с другими людьми, то становится очевидным тот факт, что не всегда это взаимодействие можно назвать адекватным. Действуя на основании разных мотивов и обстоятельств, под впечатлением различных событий, человек за­частую не способен успешно и бесконфликтно выстраивать отношения с другими людьми. По словам Иммануила Канта, «состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние... наоборот, есть состояние войны, то есть если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установ­лено».

Однако, находясь в конфликте, самостоятельно установить состояние мира практически невозможно. Это может сделать только нейтральный чело­век, допущенный всеми сторонами в зону конфликта (и соответствующий по уровню своей компетенции выполняемой задаче). Такой нейтральной фигу­рой и является медиатор (посредник). Он обеспечивает конфликтующие сто­роны организованным переговорным процессом, следит за его развитием и создает атмосферу, в которой всем спорщикам даются равные возможности, позволяющие прийти к достойному и взаимовыгодному мирному решению. Можно сказать, что медиатор является проводником мировоззрения, в основе которого лежит позитивный взгляд на природу человека. В его основе - при­знание ценности человеческой жизни и признание уникальности человече­ских возможностей.

Что такое школьная медиация?

Школьная медиация - это новый подход к разрешению и предотвраще­нию спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования.

Слово «школа» в русском языке имеет очень широкое значение. В при­вычной трактовке оно обозначает место для получения начальных знаний. Но часто мы используем другие смыслы этого слова. Под «школой» часто под­разумевается и система образования, и приобретение опыта, и комплекс оп­ределенных способов изучения какой-либо отрасли знания, и направление (в науке, философии, искусстве и т.п.), обладающее определенными отли­чительными свойствами, и, наконец, просто группа учеников, еди­номышленников, последователей. Именно благодаря столь широкой трактов­ке слова «школа» определение «Школьная медиация» в полной мере отража­ет весь спектр возможностей, которые этот подход открывает для российско­го образования.

В России всегда ценились фундаментальные (базовые) знания. Еще со времен Петра Первого в русском языке укоренилось выражение «чувствуется школа». В таком контексте слово «школа» предполагает наличие системы, которая объединяет теоретические знания и практический опыт. Подобная система особенно важна, когда речь идет об обучении взаимодействию в конфликтных ситуациях и о предотвращении конфликтов. Лишь научившись соединять теорию и практику, мы сможем объединить усилия заинтересо­ванных институтов и групп людей, бросив их на разрешение спора.

Школьная медиация - это собирательное понятие, применимое ко все­му многообразию вариантов общения детей, подростков и молодежи в целом, как между собой, так и с представителями других возрастных групп. При столь широком спектре общения часто приходится иметь дело со столкнове­нием интересов. Школьная медиация подразумевает, что мы можем сокра­тить количество подобных столкновений и облегчить их последствия. Навы­ку мирно разрешать конфликтные ситуации и уметь их предотвращать мож­но обучить. И чем раньше мы начнем это обучение - тем лучше.

Уже в детском саду ребенок попадает в зону конфликтного взаимодей­ствия как с другими детьми в группе, так и с воспитателями. Не всегда суще­ствует и взаимопонимание между детьми и их собственными родителями. Кроме того, случается, что ребенок испытывает на себе прессинг чужих ро­дителей, которые таким образом защищают своих собственных детей. Нега­тивный опьгг поведения самого малыша в конфликте, несправедливое отно­шение других людей и всего мира вокруг оказывают серьезное воздействие на психику ребенка. Формируются стереотипы и установки, которые он позднее переносит во взрослую жизнь. В дальнейшем это чревато осложне­ниями и может потребовать вмешательства специалистов, применения ком­плекса реабилитационных мер.

Но переучивать всегда сложнее, чем учить. Поэтому дети дошкольного возраста не менее других нуждаются в том, чтобы наряду с процессом позна­ния мира они имели возможность постигать искусство конструктивного взаимодействия с другими людьми.

Подобное обучение дошкольников всегда происходит в игровой форме и не имеет возрастных противопоказаний. Это вполне естественно, так как спонтанное взаимодействие присутствует в любом возрасте - вне зависимо­сти от того, обучен человек «правильному» общению или нет. Общение - это естественная часть жизни, а конфликт является ее неотъемлемой составляю­щей. Но дети, прошедшие подготовку в области медиативного взаимодейст­вия в дошкольных учебных заведениях или в специально организованных группах, лучше ориентируются в жизненных ситуациях. Еще одним аргумен­том в пользу раннего обучения детей основам медиации является тот факт, что оно позволяет лучше подготовить ребенка к школе. Дети, прошедшие та­кое обучение, менее подвержены стрессу, связанному с приходом в густона­селенную среду школы, где конфликты происходят буквально на каждом ша­гу.

В школьные годы спектр необходимых навыков для обучения поведе­нию в конфликте и его превенции становится гораздо шире. Появляется воз­можность обучать школьников для работы в качестве школьных медиаторов, или в качестве помощников школьных медиаторов (в тех случаях, когда на­чинающему «медиатору» необходима поддержка со стороны взрослых или более опытных учащихся). Эта работа происходит вне школьных уроков, то есть ребенок получает возможность заниматься интересной для себя дея­тельностью, не связанной с учебой. Мотивация к подобным занятиям очень высока, так как она связана с признанием школьника человеком, который на­деляется ответственностью, чтобы помогать другим в разрешении спора. Это настоящая «взрослая» деятельность, в результате которой ребенок получает возможность осмысленно воспринимать окружающий мир и свое место в нем. Не только обучение, но и дальнейшая «профессиональная» деятельность в роли школьного медиатора осуществляется е тесном контакте со взрослы­ми, и в ее основе лежит общность интересов взрослого и ребенка.

Особенно важную роль контакт между взрослыми и детьми играет в подростковый период. Именно в эти годы ребенку необходимо научиться осознавать себя как самоценную и развивающуюся личность, которая на ос­новании своих внутренних критериев способна совершать свободный и от­ветственный выбор. И этот выбор касается не только собственного время­препровождения, интересов и пристрастий. Ребенок самостоятельно опреде­ляет свое место в жизни, определяет круг своих идеалов.

Но, как не раз уже говорилось, школа - это зеркальное отражение «большого» общества. Это место, где концентрируются общественные тен­денции и процессы, - как позитивные, так и негативные. Вот почему в кон­цепции школьной медиации общеобразовательная школа не рассматривается как отдельный элемент образования, а является важным связующим звеном: от детского возраста к молодости и зрелости. От того, как будет организован процесс познания и понимания конфликтов на всех этапах взросления ребен­ка, зависит и то, с каким багажом выйдет он во взрослую жизнь. В подобном познании и изучении на равных с ним могут принять участие и взрослые. Преподаватели, психологи, или родители, не получившие в свое время необ­ходимых знаний и умений, имеют возможность обучиться навыкам медиа­тивного разрешения конфликта вместе с детьми.

Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимо­действовать с ровесниками и представителями других поколений на террито­рии школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их не­гативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно исполь­зован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого чело­века опасности, что значительно расширит его возможности и в профессио­нальной деятельности, и в личной жизни.

Многие конфликты между школьниками скрыты от глаз взрослых - ведь дети не всегда охотно пускают их на свою «территорию». Тлеющий конфликт может проявиться внезапно и в обостренной форме. Такой кон­фликт урегулировать сложнее, чем «по горячим следам», к тому же он чреват серьезными последствиями. Во многих подобных конфликтах участниками становятся не только спорящие стороны, но и лица, втянутые в конфликт во­преки своему желанию. Особенно часто это происходит в школьных ком­паниях, или в неформальных объединениях подростков.

Иметь свой круг общения и быть частью группы, объединенной общ­ностью интересов, - естественное желание человека. В школьном возрасте это является насущной потребностью, и ребенок настойчиво ищет группу сверстников, с которой бы его что-то связывало. Эта потребность настолько высока, что зачастую дети оказываются в компаниях, исповедующих асоци­альные идеалы, лишь потому, что у них не остается выбора. Создание «групп равных» на базе школ, ВУЗов, досуговых учреждений в рамках идеи школь­ной медиации - прекрасная возможность для молодого поколения сделать правильный выбор. Подобные объединения позволят не только «занять» де­тей делом, обучить их полезным навыкам взаимодействия с агрессивной пси­хологической средой, но и оградят общество от роста преступности. Безо­пасность и комфорт - основные условия, которые позволяют рассчитывать на то, что подобные группы будут обладать и большими коррекционными воз­можностями. Возглавляемые педагогами и психологами, обученными методу школьной медиации, «группы равных» способны курировать ребенка и под­ростка, внимательно отслеживать его потребности, одновременно обучая его медиативным навыкам общения и способам их применения на практике.

Навыки деятельности школьного медиатора необходимы не только школьникам. Студенчество также нуждается в технологиях, которые способ­ствуют приобретению навыков комфортного существования в социуме. Осознанная организация своей жизни молодыми людьми требует уверенно­сти в возможности реализации своих жизненных планов. Конфликт - сущест­венное препятствие, которое может возникнуть на этом пути. Умея ориенти­роваться в ситуациях конфликта, прогнозировать эти ситуации, молодой че­ловек может рассчитывать на свои силы, а не зависеть от воли обстоятельств. Стабильность во взаимоотношениях с людьми формирует в человеке откры­тость, доверие миру. Личность, уверенная в себе, не нуждается в проявлени­ях агрессии как в защитной форме поведения.

Медиация - это и эффективная методика разрешения споров между разными уровнями большого коллектива. В связи с этим отдельного внима­ния заслуживают психологи, педагоги и администрация воспитательных и учебных заведений. Ведь работа с детьми и молодежью сопряжена с большой долей ответственности, так что эмоциональное истощение здесь может на­ступить слишком быстро. Неграмотно выстроенные отношения с учащимися и коллегами являются дополнительным стрессогенным фактором. В ре­зультате очень часто у педагогов, социальных педагогов, школьных инспек­торов, административных работников высших и средних учебных заведений происходят эмоциональные срывы, ухудшается самочувствие, могут разви­ваться серьезные болезни.

Невозможность продолжать трудовую деятельность в учебных заведе­ниях приводит к частой сменяемости кадров, что в свою очередь отрицатель­но сказывается на отношениях в коллективе из-за дополнительного стресса при смене преподавателей и организаторов процесса обучения. В результате страдает качество обучения школьников и студентов, которые не смогут в полной мере состояться как специалисты и прийти на смену своим учителям. Возникает замкнутый круг, в выходе из которого заинтересована вся воспи­тательно-образовательная система страны.

Первыми мерами по урегулированию этой ситуации является создание условий для нормализации межличностных отношений в коллективе, будь то группа подростков или педагогический коллектив детского сада, школы, ВУ­За. Обучение медиации дает возможность создавать здоровую обстановку в коллективе уже за счет того, что с его помощью выявляются интересы каж­дого отдельного члена группы.

Но не следует забывать, что, получая заботу и внимание в воспитатель­ных и образовательных учебных заведениях, подрастающее поколение про­водит большую часть дня вне их стен. И, разумеется, каждый ребенок по- прежнему нуждается в поддержке семьи. При всей важности роли детского сада, школы и ВУЗа в воспитании и образовании детей и молодежи, - жизнь в семье остается наиболее важной частью жизни подростка, юноши или де­вушки. Семья является ближним социальным окружением человека, даже ес­ли в силу разных обстоятельств он проводит в ней лишь небольшую часть времени. По данным социологических исследований, именно семья оказыва­ет наибольшее влияние на формирование личности ребенка. Именно из семьи он берет модели поведения и построения отношений с другими людьми. Эти модели поведения впоследствии могут стать преобладающими, и если они основаны на ложных ориентирах, то вред, причиняемый ими взрослому че­ловеку, трудно измерить.

Практически в каждой семье со временем возникают большие или меньшие проблемы, так как семья является развивающейся системой. Ребе­нок взрослеет, и с изменением его потребностей и возможностей меняются и роли в семье. Это процесс очень динамичный и требует быстрой перестройки и адаптации всех членов семьи - что на практике происходит далеко не всег­да. Вот почему конфликты являются неизбежными спутниками изменения ролей и отношений внутри семьи. Если эта перемена ролей и связанный с нею конфликт является осознанным процессом - он легко поддается коррек­ции. Но если проблемы ребенка и остальных членов семьи замалчиваются, тогда они приобретают хронический характер. В социальных масштабах это выглядит как девиантное поведение, рост преступлений на почве межнацио­нальной розни, формирование преступных группировок и т.д.

Вот почему особенно важно чуткое отношение к ребенку подростково­го возраста. Именно в это время у него происходит пересмотр ценностей, а вместе с тем и поиск новых авторитетных фигур, новых кумиров, новых ви­дов деятельности. Школьная медиация позволяет вплотную заниматься про­блемами ребенка, так как она ставит в центр внимания именно потребности личности.

Обучение школьной медиации полезно родителям, потому как помога­ет им наладить общение со своими детьми. В семье часто возникают кон­фликты, сопровождающиеся бурным всплеском эмоций. Если члены семьи умеют отрефлексировать, осознать свои чувства, то такие конфликты не но­сят разрушительного характера, ибо в подобных ситуациях конфликт - про­явление эмоциональной значимости членов семьи, их желания общаться. В таких случаях требует коррекции лишь форма их общения. Грамотные с точ­ки зрения медиативного подхода к конфликту, то есть умеющие разобраться в противостоянии члены семьи не нуждаются в том, чтобы подвергать свои чувства испытаниям. Семья может не превращаться в испытательный поли­гон, где апробируются военные стратегии для дальнейшего «общения» с дру­гими людьми. Семья может и должна оставаться местом, где родные люди получают поддержку и понимание.

Таким образом, школьная медиация, опираясь на преемственность обу­чения и внедрения медиации в воспитательно-образовательные учреждения, начиная с детского сада и заканчивая ВУЗом, может сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути, обеспечивая помощь в разрешении жиз­ненно важных вопросов.

Школьная медиация как система нужна российскому образованию, по­тому что до настоящего времени у нас отсутствовал механизм мягкого и гра­мотного разрешения конфликтов, так или иначе касающихся детей и моло­дежи. Кроме того, внедрение школьной медиации приводит к общему улуч­шению обстановки в коллективе, где каждый - ребенок, педагог, родитель, - начинает чувствовать себя более защищено.

Как работает медиация? Базовые принципы медиа­ции

Причины возникновения конфликта могут быть самыми разными. Од­нако есть предпосылки, которые делают конфликт обыденным явлением, с легкостью возникающим «на пустом месте». Одна из них - наличие у каждо­го человека своей собственной картины мира, своей реальности, в которой он живет. Какова эта реальность - зависит от многих факторов, влияющих на процесс формирования личности: от воспитания, образования, окружения, характера, ценностей и т.д.

Человеку сложно (а порой даже невозможно) представить, что у кого- то есть другая реальность, то есть другой взгляд на мир. К тому же оценка мира в его сознании достаточно устойчива, так как в ее основе лежат те важ­ные для человека критерии, которыми он руководствуется в своем общении с миром.

Именно вследствие несогласованности субъективного восприятия ок­ружающей действительности разными людьми и происходят между ними конфликты. Медиатор (посредник) является тем связующим звеном, которое обеспечивает согласование этих субъективных реальностей. В силу того, что он не привносит своего видения и чувствования мира в процесс медиации, посредник имеет возможность, как зеркало, отражать картины мира людей, которые вовлечены в конфликт и потому не могут адекватно взаи­модействовать. Таким образом, при участии медиатора (посредника) все во­влеченные в медиацию стороны знакомятся с картиной мира других людей, принимая ее как данность и признавая право на существование отличной от своей картины мира. Вместе с тем, чтобы найти выход из конфликта, свои представления о действительности также необходимо обозначить более чет­ко. В медиативном процессе каждому представляется и эта возможность. За­тем эти разные «действительности» необходимо согласовать, то есть создать условия для понимания другого человека. Здесь начинается переговорный процесс, в котором нет мелочей, поэтому важно, чтобы он был качественно организован, чем и занимается медиатор.

Роль медиатора состоит в том, чтобы помочь сторонам сгладить кон­такт. К этому необходимо отнестись с должным вниманием, так как стороны в конфликте имеют разные ценности и защищают разные интересы. Ощуще­ние окружающей их реальности, представляющееся в важных для них дета­лях, является основой, на которой строятся переговоры. Медиатор является фактически переводчиком, обеспечивающим понимание между людьми, го­ворящими на разных языках. И как любой переводчик, медиатор обеспечива­ет процесс общения, но не вносит в него коррективы, в противном случае он может исказить содержание. Для медиации задача сохранения содержания, с которым сторона попала в конфликт, очень важна, поскольку именно содер­жательная часть конфликта постоянно ускользает от внимания спорщиков из- за сильных эмоций, которыми они охвачены. Таким образом, медиатор явля­ется нейтральным и в отношении сторон конфликта, и в отношении эмоций, без которых ни один конфликт не обходится.

Нейтральность посредника по отношению к участникам конфликта - это важнейшая составляющая медиации. Человек, называющий себя медиа­тором, абсолютно одинаково относится к проблемам и целям каждой сторо­ны. Он не выясняет, кто прав, а кто виноват. Это для него не важно. В медиа­ции важен сам человек с комплексом своих проблем и противоречий.

Медиация отделяет проблемы и поведение человека от самого челове­ка. Такой подход позволяет рассчитывать на изменение поведения. Таким образом, конфликтное поведение рассматривается лишь как частный случай поведения, которое может измениться в соответствии с изменением интере­сов данной личности -и с изменением ситуации, в которой это поведение проявилось

В ситуациях конфликта обычно видны лишь внешние атрибуты, а ис­тинные причины не лежат на поверхности, и поэтому основой работы медиа­тора является поиск истинных причин конфликта и скрытых интересов, ко­торые стороны надеялись реализовать в ходе противостояния. Настоящие движущие силы конфликта - это подводная часть айсберга, которая составля­ет его большую часть и скрыта от глаз. Но именно она хранит в себе секреты противостояния и разрешения конфликта, узнавать которые сторонам помо­гает медиатор. Это настолько глубинные процессы, что стороны часто даже не догадываются о своих собственных истинных интересах, лежащих иногда глубже осознаваемых (не говоря уже об интересах противоположной сто­роны). Потому они и не в силах увидеть точку соприкосновения этих интере­сов. Именно в подводной части айсберга чаще всего находятся решения, одинаково устраивающие обе стороны. Это выгодные и справедливые дого­воренности, процесс выработки которых затруднен из-за невозможности сто­рон общаться в конфликте напрямую (из-за сильнейшего эмоционального фона). Помощь медиатора в этом аспекте осуществляется благодаря его эмо­циональной нейтральности, беспристрастности, и благодаря его полному принятию каждого участника конфликта. Тем не менее, равенство сторон в процессе медиации не лишает медиатора возможности относиться к каждой стороне с эмпатией, пониманием, сочувствием. Именно безоценочное обще-

ние, в ходе которого не происходит сравнивание людей друг с другом, - один из движущих механизмов медиации и источник получения сторонами поло­жительных эмоций.

Разумеется, медиатору приходится сталкиваться в процессе медиации с различными трудностями. Например, иногда идея выигрыша в конфликте «перевешивает» реальные интересы сторон и становится самоцелью. Задача медиатора - создать обстановку сотрудничества сторон, чтобы они могли на основе взаимного доверия найти решение, которое бы устроило всех участ­ников конфликта. Создать взаимное доверие при различии картин мира - не­простая задача, и решить ее можно лишь на основе полного принятия споря­щими личностей друг друга. Они должны увидеть в своих оппонентах людей, способных продемонстрировать свободный и ответственный выбор. Медиа­тор сопровождает стороны на пути к этому выбору, поддерживая при этом процесс формирования ответственности каждой стороны за свои решения и за их последствия. Но именно взаимодействие сторон является здесь перво­степенным. И от того, насколько безопасна и доверительна атмосфера обще­ния всех участников медиации, зависит ее результат.

В итоге такой работы стороны не только решают единичный спор, но и приобретают опыт выхода из трудных конфликтных ситуаций.

Итак, медиация - это путь, который показывает, что конфликт можно урегулировать цивилизованным путем, опираясь на возможность удовлетво­рения интересов его участников, нарушение которых и привело их к проти­востоянию. То есть интересы, всплывающие «со дна» конфликта, являются жизненно важными для их обладателей, и показательными для противо­положной стороны. Скрывать эти интересы не целесообразно и опасно, так как рано или поздно они напомнят о себе и, скорее всего, в самой острой форме. Таким образом, конструктивное и своевременное разрешение кон­фликта на основе выяснения и соблюдения реальных интересов сторон явля­ется не только мерой разрешения спора, но и мерой предотвращения эскала­ции конфликта.

Вот почему медиация, занимаясь примирением сторон, никогда не до­пускает возможности «искусственного» перемирия. Примирить людей мож­но лишь тогда, когда они сами этого хотят. Этот момент наступает тогда, когда они готовы, прикоснувшись к собственным эмоциям, открыть в себе свои истинные интересы и мотивы, которые привели ихр к конфликту, осоз­нать их важность и с уважением отнестись к аналогичным открытиям проти­воположной стороны. Добровольность участия всех сторон (включая самого медиатора) в процессе медиации создает обстановку сотрудничества и дове­рия, которая является хорошим уроком для спорщиков. Это касается буду­щих конфликтов, которые они, возможно, теперь смогут разрешать с помо­щью цивилизованного общения.

Как было сказано выше, одним из важных условий медиации является то, что медиатор остается нейтральным не только по отношению к сторонам, но и к эмоциональному наполнению конфликта. Это дает возможность кри­тически осмыслить суть противодействия сторон, отделить эмоции от фактов и проанализировать конфликт с учетом объективных критериев.

Ведь любые переговоры возможны только тогда, когда люди понимают друг друга, а понимание возникает, если они перестают закрывать глаза на своего оппонента. Конфликт - это не та область, где можно преуспеть в оди­ночку. Хотят этого стороны или нет, конфликт - это взаимодействие. Человек в конфликте очень раним. Злость, ненависть, отчаяние часто застят глаза, и объективно взглянуть на ситуацию бывает крайне сложно. Поэтому необхо­дима помощь доброжелательного человека, которому можно довериться. Медиатор, благодаря своей нейтральности, имеет возможность поддержать каждого участника спора, протянуть руку и помочь сторонам разрешить спор. Но помочь сторонам понять истинную причину спора медиатор может лишь тогда, когда слагаемые конфликта ясны каждой стороне. Выяснить их и предстоит в ходе медиации.

Однако, добровольно посвятив своих оппонентов во все свои планы, проявив истинные интересы, «выложив на стол» стратегии, каждая из сторон, участвующих в конфликте, хочет быть уверенной в том, что эти сведения не будут использованы против нее и не будут преданы огласке. Работая с ин­формацией подобного уровня, медиация гарантирует всем участникам про­цесса конфиденциальность. И это очень важно для каждого из спорщиков.

Вот почему медиация - уникальный способ защищать и отстаивать свои права, не ущемляй при этом интересов другой стороны, участвующей в спо­ре. Обязательным условием медиации является обоюдная победа сторон в любом конфликте. При удачном завершении процесса медиации в споре не остается проигравших. Наоборот - из конфликта каждая сторона извлекает для себя пользу. Это происходит благодаря добровольному процессу выра­ботки соглашения, в котором учтены интересы обеих сторон, и, следователь­но, нет ни победителей, ни побежденных.

Поиск таких решений - сложное и кропотливое дело, предполагающее глубокое проникновение в суть проблемы, что возможно лишь в обстановке полной открытости и сотрудничества сторон. Посредник (медиатор) отвечает за создание условий для переговоров по урегулированию конфликта, но он не предлагает и не навязывает сторонам своих решений. Решения стороны вы­рабатывают самостоятельно, а медиатор лишь поддерживает их в этом про­цессе своим опытом и мастерством. Главным ориентиром здесь является со­блюдение скрытых и явных интересов всех участников спора. Именно выяв­ление жизненно необходимых для каждой стороны условий установления мира в конечном счете приводит спорщиков к консенсусу.

Процедура медиации. Медиативный подход в школьной медиации

Возможность выйти на прямой и открытый диалог при обсуждении перспектив урегулирования конфликта в присутствии медиатора (посредни­ка) стороны получают во время процедуры медиации. Медиатор - фигура не­зависимая и нейтральная, - и всеми своими действиями создает условия для независимости сторон не только от себя, но и друг от друга. Автономность всех участников процесса - первоочередное условие процедуры медиации.

В рамках школьной медиации участниками процедуры медиации могут оказаться стороны, не равные по своему статусу или полномочиям (напри­мер, учитель и ученик). В таком случае медиатор обеспечивает более слабую сторону поддержкой либо самостоятельно, либо приглашая представителя более слабой стороны на процедуру. Например, ученика может сопровождать родитель или представитель класса, группы и т.п. Равноправие сторон необ­ходимо здесь для того, чтобы каждый участник был уверен в том, что его ин­тересы будут полностью учтены - и не проигнорированы при поиске реше­ния.

Медиация - процедура добровольная, и участие в ней любая из сторон (включая медиатора) вправе прервать в любой момент. Такие полномочия накладывают на стороны дополнительную ответственность в отношении своих действий. Стороны вправе самостоятельно решать вести переговоры или прервать их, но они отвечают за это решение, а также и за исход пере­говоров в целом. Этот исход зависит от того, удастся пи сторонам с помощью медиатора найти взаимоприемлемые решения. И здесь решающую роль игра­ет стремление всех участников процедуры медиации к сотрудничеству, ис­кренность в поиске истинных мотивов конфликта и признание существова­ния своих собственных интересов, а также интересов остальных взаимо­действующих в конфликте сторон.

Регламентом процедуры, согласованием правил общения, поддержани­ем доброжелательной и безопасной обстановки, соблюдением равноправия сторон занимается медиатор. Он управляет процессом переговоров, являясь его организатором и гарантом соблюдения принципов медиации (и разрабо­танных в ходе медиации правил и договоренностей). Вместе с тем, медиатор (посредник) не имеет права принимать решение. Решение стороны принима­ют самостоятельно и самостоятельно несут ответственность за его после­дующую реализацию.

Таким образом, медиатор не отвечает за результат переговоров, являясь в то же время ответственным за сам процесс переговоров.

Основой метода школьной медиации является медиативный подход к общению. Но он может использоваться не только в этой процедуре. Медиа­тивный подход - понятие более широкое, чем просто урегулирование еди­ничного, даже очень серьезного и трудного, спора. В основу данного подхода ложатся главные принципы медиации - принятие человека со всем ком­плексом его личностных особенностей, вне зависимости от его поведения; нейтралитет и толерантность по отношению к каждой личности. Медиатив­ный подход дает возможность каждому человеку ориентироваться на собст­венные интересы, и предлагает ему самостоятельно решать, как поступать в том или ином случае, неся при этом ответственность за все последствия сво­их решений и действий.

Медиативный подход - это комплекс принципов, обеспечивающих личность гарантиями, что она будет принята во всей своей многогранности, со всеми ее потребностями и интересами.

Вот почему медиативный подход может использоваться в качестве ос­новы любых личностных взаимодействий, и для его применения не нужны особые форматы. Это определенный уровень мировоззрения и миропонима­ния. Уровень, который позволяет всем, участвующим в общении (будь то конфликт или иное взаимодействие), вести друг с другом диалог с позиций уважения ценностей друг друга, с учетом собственных глубинных целей и мотиваций.

В общении медиативный подход позволяет каждому человеку проявить готовность различать полутона, что является необходимым условием пони­мания собеседника. Только так может осуществляться взаимодействие лю­дей, уважающих личности друг друга.

Открытое и искреннее общение позволяет видеть мир не только своими глазами, но и глазами другого человека, ощущать и судить о мире с позиций другого человека, даже если эта позиция не близка. Все это формирует объ­емный взгляд на мир, благодаря которому становится возможным настоящее взаимопонимание людей разных возрастов, выросших в разных условиях, под влиянием различных культур.

Воспитательную роль медиативного подхода в процессе формирования взрослеющей личности трудно переоценить, так как он, являясь частью ми­ровоззрения, обеспечивает человека той мотивационной составляющей, ко­торая определяет его поступки и в период становления личности, и во взрос­лые годы.

Что мы понимаем под методом школьной медиа­ции?

Метод школьной медиации - это комплекс коммуникативных техноло­гий, которые связаны с воспитанием и образованием молодого поколения.

Работа по методу школьной медиации позволяет каждому участнику конфликта разрешить его самостоятельно (при участии посредника, органи­зовывающего процесс переговоров) на основе собственных представлений о своих интересах (в отличие от директивного разрешения конфликта, когда кто-либо в роли арбитра выносит решение). При директивном разрешении конфликта почти всегда один участник остается в выигрыше, а другой в про­игрыше, - лишь потому, что угадать интересы и потребности другого челове­ка сложно. Человек может понять их только сам, после серьезной и честной работы с самим собой. И в этом ему помогает медиатор.

Исследуя обстоятельства конфликта, школьная медиация, тем не менее, отвергает решение спора, основанное на вердикте «этот прав, а этот вино­ват», так как подобная постановка вопроса ведет к решению по принципу «победитель-проигравший». Такое решение приводит к неудовлетворенности одной, а возможно и обеих сторон, вовлеченных в спор, что может привести и к новому витку эскалации конфликта. По окончании спора побежденный практически всегда остается не удовлетворенным результатом, ведь он не защитил свои интересы, и его потребности не были приняты во внимание. Победитель тоже не всегда удовлетворен, ибо его запросы тоже не всегда оказываются реализованными, даже когда цель, казалось бы, достигнута. Мало того, итоговые договоренности в таких ситуациях не всегда исполня­ются. Ко всему прочему проигравшая сторона, осознанно или нет, желает отомстить, чувствуя себя обманутой и обиженной. Весь этот комплекс эмо­ций в дальнейшем приводит к накоплению негативной энергии, которая про­является в демонстрации агрессии и нежеланию общаться. У проигравшего возникает подавленное настроение, а иногда (из-за стресса) он оказывается подвержен соматическим заболеваниям.

Обучение методу школьной медиации позволяет создать другой путь разрешения споров. С позиции медиативного подхода, конфликт - обычное явление, с которым сталкивается любой человек. Конфликты всегда были и будут. Тем не менее, никто не преуменьшает их разрушительного воздейст­вия на человека. При неправильном отношении к конфпикту и неумелых по­пытках его урегулирования влияние его чаще всего деструктивно. Поэтому школьная медиация направлена на то, чтобы освободить нас от страха перед конфликтом и его неконтролируемыми последствиями. В медиации следует внимательно рассмотреть конфликт во всем многообразии его аспектов (осо­бенно важно эмоциональное наполнение конфликта), чтобы понять его и су­меть взаимодействовать с ним конструктивно.

Конфликт проявляется на всех уровнях системы образования. Однако, наиболее «взрывоопасным местом» остается школа. Конечно, дошкольные учреждения и ВУЗы тоже являются местами скопления негативных кон­фликтных эмоций. Но, как уже указывалось выше, подростковый возраст, вследствие физиологической перестройки организма, наиболее подвержен опасности возникновения неконтролируемых конфликтов.

Особенно ярко это проявляется у молодого поколения -школьников и студентов, ведь в этот период психика особенно тонко и активно реагирует на изменения внешней среды. За счет конфликта подросток пытается ком­пенсировать неуверенность в себе. В этот период многие дети как бы стре­мятся опытным путем определить границы своих возможностей, своей без­наказанности.

Часто на конфликт ребенка толкает насилие и агрессивность со сторо­ны сверстников, давление педагогов и родителей, необходимость «удержать­ся на плаву», желание доказать свою состоятельность и значимость. В наши дни подобные конфликты становятся привычными и обыденными. Причин у этого явления множество - большая скученность людей в замкнутом про­странстве, постоянное «вынужденное» общение, а главное - отсутствие на­выков позитивной коммуникации. В общеобразовательной школе все это вы­ражено особенно ярко, так как здесь в ограниченном пространстве классных комнат и коридоров дети оказываются именно в тот период жизни, когда их организм особенно нуждается в движении.

Но одновременно школа является тем местом, где ребенок хочет и мо­жет выразить себя. В процессе такого самовыражения он неминуемо привно­сит сюда все проблемы домашнего общения, проблемы своего взросления. И именно вследствие сложности этих проблем тема насилия становится здесь все более актуальной.

Насилие в школе проявляется по-разному. Это может быть словесный выпад, оскорбления из-за особенностей поведения, внешнего вида или про­исхождения, сексуальные домогательства или приставания. Часто дело дохо­дит до нанесения ущерба друг другу, краж предметов одежды, книг, мобиль­ных телефонов. Иногда доходит до физических нападений, которые часто начинаются весьма безобидно, а заканчиваются драками с серьезными по­следствиями. В молодежной среде такие конфликты иногда приводят к обра­зованию стойких социальных группировок и течений, которые противопос­тавляют себя государству, общепринятым нормам поведения, этническим группам, конфессиям и др.

В школьной медиации конфликт - это свидетельство неблагополучия. Но проблемой является не сам конфликт, а то, как мы умеем с ним обращать­ся. Школьная медиация исходит из того, что конфликт содержит в себе на­дежду на улучшение и изменение ситуации, на правильное понимание про­блемы, принятие спорящими сторонами друг друга. Такое творческое отно­шение к конфликту обычно помогает выработать конструктивное решение.

Но конструктивно разрешить конфликт реально лишь тогда, когда про­работан каждый возможный вариант. Ни один нюанс не должен быть упу­щен, ведь в каждом варианте может крыться удивительный способ разреше­ния спора, который удовлетворил бы обе стороны конфликта.

С другой стороны необходимо знать, что школьная медиация не может стать «средством от всех болезней». Эффект ее внедрения в систему образо­вания проявится во всей полноте лишь тогда, когда все социальные институ­ты объединят свои усилия в вопросе создания безопасной «среды обитания» для подрастающего поколения. И метод школьной медиации - хороший ин­струмент для достижения этой цели.

Как стать школьным медиатором?

Школьная медиация - это серьезная педагогическая программа, тре­бующая упорной работы педагогов, администрации образовательных учреж­дений, и самих детей, и, конечно, специалистов: педагогов-медиаторов и тре- неров-медиаторов.

Было бы целесообразно, чтобы каждое учебное заведение имело группу медиаторов из числа своих педагогов, школьных психологов, социальных педагогов и др., обученных методу школьной медиации. Их задача - интегри­ровать метод школьной медиации в учебное пространство и обучить своих коллег. В свою очередь эти педагоги уже смогут обучить методу школьной медиации детей и родителей в школе, молодежь и преподавательский состав в ВУЗах, воспитателей и родителей в детских дошкольных учреждениях. Од­нако необходимо учесть, что возникающие конфликты не станут ждать, пока выстроится подобная «цепочка». Они требуют немедленного урегулирова­ния. Для этого необходимо на местах воспитать специальные кадры, которые смогли бы не только обучать взрослых, детей, молодежь основам медиации, но были бы способны в любой момент провести процедуру медиации, урегу­лировать реальный конфликт.

В воспитательных и образовательных учреждениях конфликты не яв­ляются редкостью. Происходят они и между представителями разных поко­лений. Принято считать, что разные поколения по-разному воспринимают жизненные коллизии. Но на самом деле «конфликт поколений» - искусствен­но созданная проблема. Достаточно вспомнить, что даже два человека из од­ного поколения могут быть столь же непохожи друг на друга, как и люди из разных возрастных групп. Противоречия между разными поколениями за­ключаются не в возрасте, а в нежелании увидеть человека таким, какой он есть на самом деле (а не таким, каким он «должен быть»).

Школьная медиация может помочь преподавателям, администрации, родителям и детям в умении цивилизованно решать свои общие проблемы. В настоящее время многие преподаватели чувствуют себя перегруженными из- за того, что им приходится решать большое количество задач, связанных с воспитанием детей, подростков, молодежи. Кроме того, их не обучают мерам по деэскалации конфликта. Учителя занимаются разрешением школьных споров по собственной инициативе. И у них нет эффективных стратегий, по­зволяющих легко выходить из сложных ситуаций. Вот почему педагоги часто вынуждены заниматься подобными проблемами в свое личное время и «на бегу». К сожалению, родители тоже часто оказываются бессильными перед некоторыми ситуациями, с которыми им приходится сталкиваться при воспи­тании детей. Им просто не хватает знаний и навыков. Обучение медиации - это хороший способ вывести родителей и педагогов на конструктивный путь решения подобных проблем.

В заключении следует отметить, что школьная медиация -это еще один шаг к развитию гражданского общества через вовлечение в процесс цивили­зованного общения молодого поколения, которое через 10-15 лет будет глав­ной действующей силой в нашей стране.

Центр медиации и права, с помощью коллег, работающих в системе образования, и при поддержке государственных органов и общественных ор­ганизаций, понимающих значимость внедрения школьной медиации в РФ, стал инициатором и организатором внедрения школьной медиации в россий­скую систему образования.

© 2016 - 2024. Павловская спортивная школа.