ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Павловская детско-юношеская спортивная школа

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования Павловского муниципального района Воронежской области (МКОУ ДО Павловская ДЮСШ)

Павловская детско-юношеская спортивная школа

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования Павловского муниципального района Воронежской области (МКОУ ДО Павловская ДЮСШ)

МЕНЮ
17
октября
2017

Что такое медиация?

pdfСкачать файл

pdfОткрыть файл в отдельном окне

Что такое медиация?


Медиация (от латинского mediare - посредничать) - это способ разре­шения споров с помощью посредника. Он применяется столько же, сколько длится человеческая история. Исторические источники свидетельствуют о том, что издревле в разных культурах при улаживании спора часто присутст­вовала третья сторона. Ее роль и полномочия были весьма разнообразны, но задача оставалась неизменной, поскольку само наличие на переговорах по улаживанию конфликта посредника всегда повышало вероятность справед­ливого решения. Роль гаранта справедливости сохранилась в деятельности медиатора и в наши дни.

И это вполне понятно. Ведь решение, принятое по справедливости, важно не только для участников спора. Справедливое решение чужого спора гарантирует каждому члену общества его собственную безопасность в случае конфликта. Более того, каждое подобное решение, принятое в соответствии с ясными правилами и соответствующее определенным критериям, - неотьем- лемая часть организации общения людей, и является важной составляющей человеческой культуры.

Вместе с тем, правила сосуществования людей в социуме устойчивы лишь тогда, когда они основаны на общих ценностях, которые разделяет большинство. Только в таком случае каждый член общества согласен жить по этим правилам сам и воспитывать в согласии с ними своих детей, дабы обеспечить преемственность ценностей и идеалов. Иерархия ценностей каж­дого человека и договоренности о правилах взаимодействия (на их основе) всех членов общества взаимосвязаны, влияют друг на друга и, в конечном счете, обеспечивают обществу тот или иной уровень стабильности при со­вместном проживании людей.

Но раз вся жизнь человека проходит в непосредственном взаимодейст­вии с другими людьми, то становится очевидным тот факт, что не всегда это взаимодействие можно назвать адекватным. Действуя на основании разных мотивов и обстоятельств, под впечатлением различных событий, человек за­частую не способен успешно и бесконфликтно выстраивать отношения с другими людьми. По словам Иммануила Канта, «состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние... наоборот, есть состояние войны, то есть если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установ­лено».

Однако, находясь в конфликте, самостоятельно установить состояние мира практически невозможно. Это может сделать только нейтральный чело­век, допущенный всеми сторонами в зону конфликта (и соответствующий по уровню своей компетенции выполняемой задаче). Такой нейтральной фигу­рой и является медиатор (посредник). Он обеспечивает конфликтующие сто­роны организованным переговорным процессом, следит за его развитием и создает атмосферу, в которой всем спорщикам даются равные возможности, позволяющие прийти к достойному и взаимовыгодному мирному решению. Можно сказать, что медиатор является проводником мировоззрения, в основе которого лежит позитивный взгляд на природу человека. В его основе - при­знание ценности человеческой жизни и признание уникальности человече­ских возможностей.

Что такое школьная медиация?

Школьная медиация - это новый подход к разрешению и предотвраще­нию спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования.

Слово «школа» в русском языке имеет очень широкое значение. В при­вычной трактовке оно обозначает место для получения начальных знаний. Но часто мы используем другие смыслы этого слова. Под «школой» часто под­разумевается и система образования, и приобретение опыта, и комплекс оп­ределенных способов изучения какой-либо отрасли знания, и направление (в науке, философии, искусстве и т.п.), обладающее определенными отли­чительными свойствами, и, наконец, просто группа учеников, еди­номышленников, последователей. Именно благодаря столь широкой трактов­ке слова «школа» определение «Школьная медиация» в полной мере отража­ет весь спектр возможностей, которые этот подход открывает для российско­го образования.

В России всегда ценились фундаментальные (базовые) знания. Еще со времен Петра Первого в русском языке укоренилось выражение «чувствуется школа». В таком контексте слово «школа» предполагает наличие системы, которая объединяет теоретические знания и практический опыт. Подобная система особенно важна, когда речь идет об обучении взаимодействию в конфликтных ситуациях и о предотвращении конфликтов. Лишь научившись соединять теорию и практику, мы сможем объединить усилия заинтересо­ванных институтов и групп людей, бросив их на разрешение спора.

Школьная медиация - это собирательное понятие, применимое ко все­му многообразию вариантов общения детей, подростков и молодежи в целом, как между собой, так и с представителями других возрастных групп. При столь широком спектре общения часто приходится иметь дело со столкнове­нием интересов. Школьная медиация подразумевает, что мы можем сокра­тить количество подобных столкновений и облегчить их последствия. Навы­ку мирно разрешать конфликтные ситуации и уметь их предотвращать мож­но обучить. И чем раньше мы начнем это обучение - тем лучше.

Уже в детском саду ребенок попадает в зону конфликтного взаимодей­ствия как с другими детьми в группе, так и с воспитателями. Не всегда суще­ствует и взаимопонимание между детьми и их собственными родителями. Кроме того, случается, что ребенок испытывает на себе прессинг чужих ро­дителей, которые таким образом защищают своих собственных детей. Нега­тивный опьгг поведения самого малыша в конфликте, несправедливое отно­шение других людей и всего мира вокруг оказывают серьезное воздействие на психику ребенка. Формируются стереотипы и установки, которые он позднее переносит во взрослую жизнь. В дальнейшем это чревато осложне­ниями и может потребовать вмешательства специалистов, применения ком­плекса реабилитационных мер.

Но переучивать всегда сложнее, чем учить. Поэтому дети дошкольного возраста не менее других нуждаются в том, чтобы наряду с процессом позна­ния мира они имели возможность постигать искусство конструктивного взаимодействия с другими людьми.

Подобное обучение дошкольников всегда происходит в игровой форме и не имеет возрастных противопоказаний. Это вполне естественно, так как спонтанное взаимодействие присутствует в любом возрасте - вне зависимо­сти от того, обучен человек «правильному» общению или нет. Общение - это естественная часть жизни, а конфликт является ее неотъемлемой составляю­щей. Но дети, прошедшие подготовку в области медиативного взаимодейст­вия в дошкольных учебных заведениях или в специально организованных группах, лучше ориентируются в жизненных ситуациях. Еще одним аргумен­том в пользу раннего обучения детей основам медиации является тот факт, что оно позволяет лучше подготовить ребенка к школе. Дети, прошедшие та­кое обучение, менее подвержены стрессу, связанному с приходом в густона­селенную среду школы, где конфликты происходят буквально на каждом ша­гу.

В школьные годы спектр необходимых навыков для обучения поведе­нию в конфликте и его превенции становится гораздо шире. Появляется воз­можность обучать школьников для работы в качестве школьных медиаторов, или в качестве помощников школьных медиаторов (в тех случаях, когда на­чинающему «медиатору» необходима поддержка со стороны взрослых или более опытных учащихся). Эта работа происходит вне школьных уроков, то есть ребенок получает возможность заниматься интересной для себя дея­тельностью, не связанной с учебой. Мотивация к подобным занятиям очень высока, так как она связана с признанием школьника человеком, который на­деляется ответственностью, чтобы помогать другим в разрешении спора. Это настоящая «взрослая» деятельность, в результате которой ребенок получает возможность осмысленно воспринимать окружающий мир и свое место в нем. Не только обучение, но и дальнейшая «профессиональная» деятельность в роли школьного медиатора осуществляется е тесном контакте со взрослы­ми, и в ее основе лежит общность интересов взрослого и ребенка.

Особенно важную роль контакт между взрослыми и детьми играет в подростковый период. Именно в эти годы ребенку необходимо научиться осознавать себя как самоценную и развивающуюся личность, которая на ос­новании своих внутренних критериев способна совершать свободный и от­ветственный выбор. И этот выбор касается не только собственного время­препровождения, интересов и пристрастий. Ребенок самостоятельно опреде­ляет свое место в жизни, определяет круг своих идеалов.

Но, как не раз уже говорилось, школа - это зеркальное отражение «большого» общества. Это место, где концентрируются общественные тен­денции и процессы, - как позитивные, так и негативные. Вот почему в кон­цепции школьной медиации общеобразовательная школа не рассматривается как отдельный элемент образования, а является важным связующим звеном: от детского возраста к молодости и зрелости. От того, как будет организован процесс познания и понимания конфликтов на всех этапах взросления ребен­ка, зависит и то, с каким багажом выйдет он во взрослую жизнь. В подобном познании и изучении на равных с ним могут принять участие и взрослые. Преподаватели, психологи, или родители, не получившие в свое время необ­ходимых знаний и умений, имеют возможность обучиться навыкам медиа­тивного разрешения конфликта вместе с детьми.

Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимо­действовать с ровесниками и представителями других поколений на террито­рии школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их не­гативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно исполь­зован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого чело­века опасности, что значительно расширит его возможности и в профессио­нальной деятельности, и в личной жизни.

Многие конфликты между школьниками скрыты от глаз взрослых - ведь дети не всегда охотно пускают их на свою «территорию». Тлеющий конфликт может проявиться внезапно и в обостренной форме. Такой кон­фликт урегулировать сложнее, чем «по горячим следам», к тому же он чреват серьезными последствиями. Во многих подобных конфликтах участниками становятся не только спорящие стороны, но и лица, втянутые в конфликт во­преки своему желанию. Особенно часто это происходит в школьных ком­паниях, или в неформальных объединениях подростков.

Иметь свой круг общения и быть частью группы, объединенной общ­ностью интересов, - естественное желание человека. В школьном возрасте это является насущной потребностью, и ребенок настойчиво ищет группу сверстников, с которой бы его что-то связывало. Эта потребность настолько высока, что зачастую дети оказываются в компаниях, исповедующих асоци­альные идеалы, лишь потому, что у них не остается выбора. Создание «групп равных» на базе школ, ВУЗов, досуговых учреждений в рамках идеи школь­ной медиации - прекрасная возможность для молодого поколения сделать правильный выбор. Подобные объединения позволят не только «занять» де­тей делом, обучить их полезным навыкам взаимодействия с агрессивной пси­хологической средой, но и оградят общество от роста преступности. Безо­пасность и комфорт - основные условия, которые позволяют рассчитывать на то, что подобные группы будут обладать и большими коррекционными воз­можностями. Возглавляемые педагогами и психологами, обученными методу школьной медиации, «группы равных» способны курировать ребенка и под­ростка, внимательно отслеживать его потребности, одновременно обучая его медиативным навыкам общения и способам их применения на практике.

Навыки деятельности школьного медиатора необходимы не только школьникам. Студенчество также нуждается в технологиях, которые способ­ствуют приобретению навыков комфортного существования в социуме. Осознанная организация своей жизни молодыми людьми требует уверенно­сти в возможности реализации своих жизненных планов. Конфликт - сущест­венное препятствие, которое может возникнуть на этом пути. Умея ориенти­роваться в ситуациях конфликта, прогнозировать эти ситуации, молодой че­ловек может рассчитывать на свои силы, а не зависеть от воли обстоятельств. Стабильность во взаимоотношениях с людьми формирует в человеке откры­тость, доверие миру. Личность, уверенная в себе, не нуждается в проявлени­ях агрессии как в защитной форме поведения.

Медиация - это и эффективная методика разрешения споров между разными уровнями большого коллектива. В связи с этим отдельного внима­ния заслуживают психологи, педагоги и администрация воспитательных и учебных заведений. Ведь работа с детьми и молодежью сопряжена с большой долей ответственности, так что эмоциональное истощение здесь может на­ступить слишком быстро. Неграмотно выстроенные отношения с учащимися и коллегами являются дополнительным стрессогенным фактором. В ре­зультате очень часто у педагогов, социальных педагогов, школьных инспек­торов, административных работников высших и средних учебных заведений происходят эмоциональные срывы, ухудшается самочувствие, могут разви­ваться серьезные болезни.

Невозможность продолжать трудовую деятельность в учебных заведе­ниях приводит к частой сменяемости кадров, что в свою очередь отрицатель­но сказывается на отношениях в коллективе из-за дополнительного стресса при смене преподавателей и организаторов процесса обучения. В результате страдает качество обучения школьников и студентов, которые не смогут в полной мере состояться как специалисты и прийти на смену своим учителям. Возникает замкнутый круг, в выходе из которого заинтересована вся воспи­тательно-образовательная система страны.

Первыми мерами по урегулированию этой ситуации является создание условий для нормализации межличностных отношений в коллективе, будь то группа подростков или педагогический коллектив детского сада, школы, ВУ­За. Обучение медиации дает возможность создавать здоровую обстановку в коллективе уже за счет того, что с его помощью выявляются интересы каж­дого отдельного члена группы.

Но не следует забывать, что, получая заботу и внимание в воспитатель­ных и образовательных учебных заведениях, подрастающее поколение про­водит большую часть дня вне их стен. И, разумеется, каждый ребенок по- прежнему нуждается в поддержке семьи. При всей важности роли детского сада, школы и ВУЗа в воспитании и образовании детей и молодежи, - жизнь в семье остается наиболее важной частью жизни подростка, юноши или де­вушки. Семья является ближним социальным окружением человека, даже ес­ли в силу разных обстоятельств он проводит в ней лишь небольшую часть времени. По данным социологических исследований, именно семья оказыва­ет наибольшее влияние на формирование личности ребенка. Именно из семьи он берет модели поведения и построения отношений с другими людьми. Эти модели поведения впоследствии могут стать преобладающими, и если они основаны на ложных ориентирах, то вред, причиняемый ими взрослому че­ловеку, трудно измерить.

Практически в каждой семье со временем возникают большие или меньшие проблемы, так как семья является развивающейся системой. Ребе­нок взрослеет, и с изменением его потребностей и возможностей меняются и роли в семье. Это процесс очень динамичный и требует быстрой перестройки и адаптации всех членов семьи - что на практике происходит далеко не всег­да. Вот почему конфликты являются неизбежными спутниками изменения ролей и отношений внутри семьи. Если эта перемена ролей и связанный с нею конфликт является осознанным процессом - он легко поддается коррек­ции. Но если проблемы ребенка и остальных членов семьи замалчиваются, тогда они приобретают хронический характер. В социальных масштабах это выглядит как девиантное поведение, рост преступлений на почве межнацио­нальной розни, формирование преступных группировок и т.д.

Вот почему особенно важно чуткое отношение к ребенку подростково­го возраста. Именно в это время у него происходит пересмотр ценностей, а вместе с тем и поиск новых авторитетных фигур, новых кумиров, новых ви­дов деятельности. Школьная медиация позволяет вплотную заниматься про­блемами ребенка, так как она ставит в центр внимания именно потребности личности.

Обучение школьной медиации полезно родителям, потому как помога­ет им наладить общение со своими детьми. В семье часто возникают кон­фликты, сопровождающиеся бурным всплеском эмоций. Если члены семьи умеют отрефлексировать, осознать свои чувства, то такие конфликты не но­сят разрушительного характера, ибо в подобных ситуациях конфликт - про­явление эмоциональной значимости членов семьи, их желания общаться. В таких случаях требует коррекции лишь форма их общения. Грамотные с точ­ки зрения медиативного подхода к конфликту, то есть умеющие разобраться в противостоянии члены семьи не нуждаются в том, чтобы подвергать свои чувства испытаниям. Семья может не превращаться в испытательный поли­гон, где апробируются военные стратегии для дальнейшего «общения» с дру­гими людьми. Семья может и должна оставаться местом, где родные люди получают поддержку и понимание.

Таким образом, школьная медиация, опираясь на преемственность обу­чения и внедрения медиации в воспитательно-образовательные учреждения, начиная с детского сада и заканчивая ВУЗом, может сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути, обеспечивая помощь в разрешении жиз­ненно важных вопросов.

Школьная медиация как система нужна российскому образованию, по­тому что до настоящего времени у нас отсутствовал механизм мягкого и гра­мотного разрешения конфликтов, так или иначе касающихся детей и моло­дежи. Кроме того, внедрение школьной медиации приводит к общему улуч­шению обстановки в коллективе, где каждый - ребенок, педагог, родитель, - начинает чувствовать себя более защищено.

Как работает медиация? Базовые принципы медиа­ции

Причины возникновения конфликта могут быть самыми разными. Од­нако есть предпосылки, которые делают конфликт обыденным явлением, с легкостью возникающим «на пустом месте». Одна из них - наличие у каждо­го человека своей собственной картины мира, своей реальности, в которой он живет. Какова эта реальность - зависит от многих факторов, влияющих на процесс формирования личности: от воспитания, образования, окружения, характера, ценностей и т.д.

Человеку сложно (а порой даже невозможно) представить, что у кого- то есть другая реальность, то есть другой взгляд на мир. К тому же оценка мира в его сознании достаточно устойчива, так как в ее основе лежат те важ­ные для человека критерии, которыми он руководствуется в своем общении с миром.

Именно вследствие несогласованности субъективного восприятия ок­ружающей действительности разными людьми и происходят между ними конфликты. Медиатор (посредник) является тем связующим звеном, которое обеспечивает согласование этих субъективных реальностей. В силу того, что он не привносит своего видения и чувствования мира в процесс медиации, посредник имеет возможность, как зеркало, отражать картины мира людей, которые вовлечены в конфликт и потому не могут адекватно взаи­модействовать. Таким образом, при участии медиатора (посредника) все во­влеченные в медиацию стороны знакомятся с картиной мира других людей, принимая ее как данность и признавая право на существование отличной от своей картины мира. Вместе с тем, чтобы найти выход из конфликта, свои представления о действительности также необходимо обозначить более чет­ко. В медиативном процессе каждому представляется и эта возможность. За­тем эти разные «действительности» необходимо согласовать, то есть создать условия для понимания другого человека. Здесь начинается переговорный процесс, в котором нет мелочей, поэтому важно, чтобы он был качественно организован, чем и занимается медиатор.

Роль медиатора состоит в том, чтобы помочь сторонам сгладить кон­такт. К этому необходимо отнестись с должным вниманием, так как стороны в конфликте имеют разные ценности и защищают разные интересы. Ощуще­ние окружающей их реальности, представляющееся в важных для них дета­лях, является основой, на которой строятся переговоры. Медиатор является фактически переводчиком, обеспечивающим понимание между людьми, го­ворящими на разных языках. И как любой переводчик, медиатор обеспечива­ет процесс общения, но не вносит в него коррективы, в противном случае он может исказить содержание. Для медиации задача сохранения содержания, с которым сторона попала в конфликт, очень важна, поскольку именно содер­жательная часть конфликта постоянно ускользает от внимания спорщиков из- за сильных эмоций, которыми они охвачены. Таким образом, медиатор явля­ется нейтральным и в отношении сторон конфликта, и в отношении эмоций, без которых ни один конфликт не обходится.

Нейтральность посредника по отношению к участникам конфликта - это важнейшая составляющая медиации. Человек, называющий себя медиа­тором, абсолютно одинаково относится к проблемам и целям каждой сторо­ны. Он не выясняет, кто прав, а кто виноват. Это для него не важно. В медиа­ции важен сам человек с комплексом своих проблем и противоречий.

Медиация отделяет проблемы и поведение человека от самого челове­ка. Такой подход позволяет рассчитывать на изменение поведения. Таким образом, конфликтное поведение рассматривается лишь как частный случай поведения, которое может измениться в соответствии с изменением интере­сов данной личности -и с изменением ситуации, в которой это поведение проявилось

В ситуациях конфликта обычно видны лишь внешние атрибуты, а ис­тинные причины не лежат на поверхности, и поэтому основой работы медиа­тора является поиск истинных причин конфликта и скрытых интересов, ко­торые стороны надеялись реализовать в ходе противостояния. Настоящие движущие силы конфликта - это подводная часть айсберга, которая составля­ет его большую часть и скрыта от глаз. Но именно она хранит в себе секреты противостояния и разрешения конфликта, узнавать которые сторонам помо­гает медиатор. Это настолько глубинные процессы, что стороны часто даже не догадываются о своих собственных истинных интересах, лежащих иногда глубже осознаваемых (не говоря уже об интересах противоположной сто­роны). Потому они и не в силах увидеть точку соприкосновения этих интере­сов. Именно в подводной части айсберга чаще всего находятся решения, одинаково устраивающие обе стороны. Это выгодные и справедливые дого­воренности, процесс выработки которых затруднен из-за невозможности сто­рон общаться в конфликте напрямую (из-за сильнейшего эмоционального фона). Помощь медиатора в этом аспекте осуществляется благодаря его эмо­циональной нейтральности, беспристрастности, и благодаря его полному принятию каждого участника конфликта. Тем не менее, равенство сторон в процессе медиации не лишает медиатора возможности относиться к каждой стороне с эмпатией, пониманием, сочувствием. Именно безоценочное обще-

ние, в ходе которого не происходит сравнивание людей друг с другом, - один из движущих механизмов медиации и источник получения сторонами поло­жительных эмоций.

Разумеется, медиатору приходится сталкиваться в процессе медиации с различными трудностями. Например, иногда идея выигрыша в конфликте «перевешивает» реальные интересы сторон и становится самоцелью. Задача медиатора - создать обстановку сотрудничества сторон, чтобы они могли на основе взаимного доверия найти решение, которое бы устроило всех участ­ников конфликта. Создать взаимное доверие при различии картин мира - не­простая задача, и решить ее можно лишь на основе полного принятия споря­щими личностей друг друга. Они должны увидеть в своих оппонентах людей, способных продемонстрировать свободный и ответственный выбор. Медиа­тор сопровождает стороны на пути к этому выбору, поддерживая при этом процесс формирования ответственности каждой стороны за свои решения и за их последствия. Но именно взаимодействие сторон является здесь перво­степенным. И от того, насколько безопасна и доверительна атмосфера обще­ния всех участников медиации, зависит ее результат.

В итоге такой работы стороны не только решают единичный спор, но и приобретают опыт выхода из трудных конфликтных ситуаций.

Итак, медиация - это путь, который показывает, что конфликт можно урегулировать цивилизованным путем, опираясь на возможность удовлетво­рения интересов его участников, нарушение которых и привело их к проти­востоянию. То есть интересы, всплывающие «со дна» конфликта, являются жизненно важными для их обладателей, и показательными для противо­положной стороны. Скрывать эти интересы не целесообразно и опасно, так как рано или поздно они напомнят о себе и, скорее всего, в самой острой форме. Таким образом, конструктивное и своевременное разрешение кон­фликта на основе выяснения и соблюдения реальных интересов сторон явля­ется не только мерой разрешения спора, но и мерой предотвращения эскала­ции конфликта.

Вот почему медиация, занимаясь примирением сторон, никогда не до­пускает возможности «искусственного» перемирия. Примирить людей мож­но лишь тогда, когда они сами этого хотят. Этот момент наступает тогда, когда они готовы, прикоснувшись к собственным эмоциям, открыть в себе свои истинные интересы и мотивы, которые привели ихр к конфликту, осоз­нать их важность и с уважением отнестись к аналогичным открытиям проти­воположной стороны. Добровольность участия всех сторон (включая самого медиатора) в процессе медиации создает обстановку сотрудничества и дове­рия, которая является хорошим уроком для спорщиков. Это касается буду­щих конфликтов, которые они, возможно, теперь смогут разрешать с помо­щью цивилизованного общения.

Как было сказано выше, одним из важных условий медиации является то, что медиатор остается нейтральным не только по отношению к сторонам, но и к эмоциональному наполнению конфликта. Это дает возможность кри­тически осмыслить суть противодействия сторон, отделить эмоции от фактов и проанализировать конфликт с учетом объективных критериев.

Ведь любые переговоры возможны только тогда, когда люди понимают друг друга, а понимание возникает, если они перестают закрывать глаза на своего оппонента. Конфликт - это не та область, где можно преуспеть в оди­ночку. Хотят этого стороны или нет, конфликт - это взаимодействие. Человек в конфликте очень раним. Злость, ненависть, отчаяние часто застят глаза, и объективно взглянуть на ситуацию бывает крайне сложно. Поэтому необхо­дима помощь доброжелательного человека, которому можно довериться. Медиатор, благодаря своей нейтральности, имеет возможность поддержать каждого участника спора, протянуть руку и помочь сторонам разрешить спор. Но помочь сторонам понять истинную причину спора медиатор может лишь тогда, когда слагаемые конфликта ясны каждой стороне. Выяснить их и предстоит в ходе медиации.

Однако, добровольно посвятив своих оппонентов во все свои планы, проявив истинные интересы, «выложив на стол» стратегии, каждая из сторон, участвующих в конфликте, хочет быть уверенной в том, что эти сведения не будут использованы против нее и не будут преданы огласке. Работая с ин­формацией подобного уровня, медиация гарантирует всем участникам про­цесса конфиденциальность. И это очень важно для каждого из спорщиков.

Вот почему медиация - уникальный способ защищать и отстаивать свои права, не ущемляй при этом интересов другой стороны, участвующей в спо­ре. Обязательным условием медиации является обоюдная победа сторон в любом конфликте. При удачном завершении процесса медиации в споре не остается проигравших. Наоборот - из конфликта каждая сторона извлекает для себя пользу. Это происходит благодаря добровольному процессу выра­ботки соглашения, в котором учтены интересы обеих сторон, и, следователь­но, нет ни победителей, ни побежденных.

Поиск таких решений - сложное и кропотливое дело, предполагающее глубокое проникновение в суть проблемы, что возможно лишь в обстановке полной открытости и сотрудничества сторон. Посредник (медиатор) отвечает за создание условий для переговоров по урегулированию конфликта, но он не предлагает и не навязывает сторонам своих решений. Решения стороны вы­рабатывают самостоятельно, а медиатор лишь поддерживает их в этом про­цессе своим опытом и мастерством. Главным ориентиром здесь является со­блюдение скрытых и явных интересов всех участников спора. Именно выяв­ление жизненно необходимых для каждой стороны условий установления мира в конечном счете приводит спорщиков к консенсусу.

Процедура медиации. Медиативный подход в школьной медиации

Возможность выйти на прямой и открытый диалог при обсуждении перспектив урегулирования конфликта в присутствии медиатора (посредни­ка) стороны получают во время процедуры медиации. Медиатор - фигура не­зависимая и нейтральная, - и всеми своими действиями создает условия для независимости сторон не только от себя, но и друг от друга. Автономность всех участников процесса - первоочередное условие процедуры медиации.

В рамках школьной медиации участниками процедуры медиации могут оказаться стороны, не равные по своему статусу или полномочиям (напри­мер, учитель и ученик). В таком случае медиатор обеспечивает более слабую сторону поддержкой либо самостоятельно, либо приглашая представителя более слабой стороны на процедуру. Например, ученика может сопровождать родитель или представитель класса, группы и т.п. Равноправие сторон необ­ходимо здесь для того, чтобы каждый участник был уверен в том, что его ин­тересы будут полностью учтены - и не проигнорированы при поиске реше­ния.

Медиация - процедура добровольная, и участие в ней любая из сторон (включая медиатора) вправе прервать в любой момент. Такие полномочия накладывают на стороны дополнительную ответственность в отношении своих действий. Стороны вправе самостоятельно решать вести переговоры или прервать их, но они отвечают за это решение, а также и за исход пере­говоров в целом. Этот исход зависит от того, удастся пи сторонам с помощью медиатора найти взаимоприемлемые решения. И здесь решающую роль игра­ет стремление всех участников процедуры медиации к сотрудничеству, ис­кренность в поиске истинных мотивов конфликта и признание существова­ния своих собственных интересов, а также интересов остальных взаимо­действующих в конфликте сторон.

Регламентом процедуры, согласованием правил общения, поддержани­ем доброжелательной и безопасной обстановки, соблюдением равноправия сторон занимается медиатор. Он управляет процессом переговоров, являясь его организатором и гарантом соблюдения принципов медиации (и разрабо­танных в ходе медиации правил и договоренностей). Вместе с тем, медиатор (посредник) не имеет права принимать решение. Решение стороны принима­ют самостоятельно и самостоятельно несут ответственность за его после­дующую реализацию.

Таким образом, медиатор не отвечает за результат переговоров, являясь в то же время ответственным за сам процесс переговоров.

Основой метода школьной медиации является медиативный подход к общению. Но он может использоваться не только в этой процедуре. Медиа­тивный подход - понятие более широкое, чем просто урегулирование еди­ничного, даже очень серьезного и трудного, спора. В основу данного подхода ложатся главные принципы медиации - принятие человека со всем ком­плексом его личностных особенностей, вне зависимости от его поведения; нейтралитет и толерантность по отношению к каждой личности. Медиатив­ный подход дает возможность каждому человеку ориентироваться на собст­венные интересы, и предлагает ему самостоятельно решать, как поступать в том или ином случае, неся при этом ответственность за все последствия сво­их решений и действий.

Медиативный подход - это комплекс принципов, обеспечивающих личность гарантиями, что она будет принята во всей своей многогранности, со всеми ее потребностями и интересами.

Вот почему медиативный подход может использоваться в качестве ос­новы любых личностных взаимодействий, и для его применения не нужны особые форматы. Это определенный уровень мировоззрения и миропонима­ния. Уровень, который позволяет всем, участвующим в общении (будь то конфликт или иное взаимодействие), вести друг с другом диалог с позиций уважения ценностей друг друга, с учетом собственных глубинных целей и мотиваций.

В общении медиативный подход позволяет каждому человеку проявить готовность различать полутона, что является необходимым условием пони­мания собеседника. Только так может осуществляться взаимодействие лю­дей, уважающих личности друг друга.

Открытое и искреннее общение позволяет видеть мир не только своими глазами, но и глазами другого человека, ощущать и судить о мире с позиций другого человека, даже если эта позиция не близка. Все это формирует объ­емный взгляд на мир, благодаря которому становится возможным настоящее взаимопонимание людей разных возрастов, выросших в разных условиях, под влиянием различных культур.

Воспитательную роль медиативного подхода в процессе формирования взрослеющей личности трудно переоценить, так как он, являясь частью ми­ровоззрения, обеспечивает человека той мотивационной составляющей, ко­торая определяет его поступки и в период становления личности, и во взрос­лые годы.

Что мы понимаем под методом школьной медиа­ции?

Метод школьной медиации - это комплекс коммуникативных техноло­гий, которые связаны с воспитанием и образованием молодого поколения.

Работа по методу школьной медиации позволяет каждому участнику конфликта разрешить его самостоятельно (при участии посредника, органи­зовывающего процесс переговоров) на основе собственных представлений о своих интересах (в отличие от директивного разрешения конфликта, когда кто-либо в роли арбитра выносит решение). При директивном разрешении конфликта почти всегда один участник остается в выигрыше, а другой в про­игрыше, - лишь потому, что угадать интересы и потребности другого челове­ка сложно. Человек может понять их только сам, после серьезной и честной работы с самим собой. И в этом ему помогает медиатор.

Исследуя обстоятельства конфликта, школьная медиация, тем не менее, отвергает решение спора, основанное на вердикте «этот прав, а этот вино­ват», так как подобная постановка вопроса ведет к решению по принципу «победитель-проигравший». Такое решение приводит к неудовлетворенности одной, а возможно и обеих сторон, вовлеченных в спор, что может привести и к новому витку эскалации конфликта. По окончании спора побежденный практически всегда остается не удовлетворенным результатом, ведь он не защитил свои интересы, и его потребности не были приняты во внимание. Победитель тоже не всегда удовлетворен, ибо его запросы тоже не всегда оказываются реализованными, даже когда цель, казалось бы, достигнута. Мало того, итоговые договоренности в таких ситуациях не всегда исполня­ются. Ко всему прочему проигравшая сторона, осознанно или нет, желает отомстить, чувствуя себя обманутой и обиженной. Весь этот комплекс эмо­ций в дальнейшем приводит к накоплению негативной энергии, которая про­является в демонстрации агрессии и нежеланию общаться. У проигравшего возникает подавленное настроение, а иногда (из-за стресса) он оказывается подвержен соматическим заболеваниям.

Обучение методу школьной медиации позволяет создать другой путь разрешения споров. С позиции медиативного подхода, конфликт - обычное явление, с которым сталкивается любой человек. Конфликты всегда были и будут. Тем не менее, никто не преуменьшает их разрушительного воздейст­вия на человека. При неправильном отношении к конфпикту и неумелых по­пытках его урегулирования влияние его чаще всего деструктивно. Поэтому школьная медиация направлена на то, чтобы освободить нас от страха перед конфликтом и его неконтролируемыми последствиями. В медиации следует внимательно рассмотреть конфликт во всем многообразии его аспектов (осо­бенно важно эмоциональное наполнение конфликта), чтобы понять его и су­меть взаимодействовать с ним конструктивно.

Конфликт проявляется на всех уровнях системы образования. Однако, наиболее «взрывоопасным местом» остается школа. Конечно, дошкольные учреждения и ВУЗы тоже являются местами скопления негативных кон­фликтных эмоций. Но, как уже указывалось выше, подростковый возраст, вследствие физиологической перестройки организма, наиболее подвержен опасности возникновения неконтролируемых конфликтов.

Особенно ярко это проявляется у молодого поколения -школьников и студентов, ведь в этот период психика особенно тонко и активно реагирует на изменения внешней среды. За счет конфликта подросток пытается ком­пенсировать неуверенность в себе. В этот период многие дети как бы стре­мятся опытным путем определить границы своих возможностей, своей без­наказанности.

Часто на конфликт ребенка толкает насилие и агрессивность со сторо­ны сверстников, давление педагогов и родителей, необходимость «удержать­ся на плаву», желание доказать свою состоятельность и значимость. В наши дни подобные конфликты становятся привычными и обыденными. Причин у этого явления множество - большая скученность людей в замкнутом про­странстве, постоянное «вынужденное» общение, а главное - отсутствие на­выков позитивной коммуникации. В общеобразовательной школе все это вы­ражено особенно ярко, так как здесь в ограниченном пространстве классных комнат и коридоров дети оказываются именно в тот период жизни, когда их организм особенно нуждается в движении.

Но одновременно школа является тем местом, где ребенок хочет и мо­жет выразить себя. В процессе такого самовыражения он неминуемо привно­сит сюда все проблемы домашнего общения, проблемы своего взросления. И именно вследствие сложности этих проблем тема насилия становится здесь все более актуальной.

Насилие в школе проявляется по-разному. Это может быть словесный выпад, оскорбления из-за особенностей поведения, внешнего вида или про­исхождения, сексуальные домогательства или приставания. Часто дело дохо­дит до нанесения ущерба друг другу, краж предметов одежды, книг, мобиль­ных телефонов. Иногда доходит до физических нападений, которые часто начинаются весьма безобидно, а заканчиваются драками с серьезными по­следствиями. В молодежной среде такие конфликты иногда приводят к обра­зованию стойких социальных группировок и течений, которые противопос­тавляют себя государству, общепринятым нормам поведения, этническим группам, конфессиям и др.

В школьной медиации конфликт - это свидетельство неблагополучия. Но проблемой является не сам конфликт, а то, как мы умеем с ним обращать­ся. Школьная медиация исходит из того, что конфликт содержит в себе на­дежду на улучшение и изменение ситуации, на правильное понимание про­блемы, принятие спорящими сторонами друг друга. Такое творческое отно­шение к конфликту обычно помогает выработать конструктивное решение.

Но конструктивно разрешить конфликт реально лишь тогда, когда про­работан каждый возможный вариант. Ни один нюанс не должен быть упу­щен, ведь в каждом варианте может крыться удивительный способ разреше­ния спора, который удовлетворил бы обе стороны конфликта.

С другой стороны необходимо знать, что школьная медиация не может стать «средством от всех болезней». Эффект ее внедрения в систему образо­вания проявится во всей полноте лишь тогда, когда все социальные институ­ты объединят свои усилия в вопросе создания безопасной «среды обитания» для подрастающего поколения. И метод школьной медиации - хороший ин­струмент для достижения этой цели.

Как стать школьным медиатором?

Школьная медиация - это серьезная педагогическая программа, тре­бующая упорной работы педагогов, администрации образовательных учреж­дений, и самих детей, и, конечно, специалистов: педагогов-медиаторов и тре- неров-медиаторов.

Было бы целесообразно, чтобы каждое учебное заведение имело группу медиаторов из числа своих педагогов, школьных психологов, социальных педагогов и др., обученных методу школьной медиации. Их задача - интегри­ровать метод школьной медиации в учебное пространство и обучить своих коллег. В свою очередь эти педагоги уже смогут обучить методу школьной медиации детей и родителей в школе, молодежь и преподавательский состав в ВУЗах, воспитателей и родителей в детских дошкольных учреждениях. Од­нако необходимо учесть, что возникающие конфликты не станут ждать, пока выстроится подобная «цепочка». Они требуют немедленного урегулирова­ния. Для этого необходимо на местах воспитать специальные кадры, которые смогли бы не только обучать взрослых, детей, молодежь основам медиации, но были бы способны в любой момент провести процедуру медиации, урегу­лировать реальный конфликт.

В воспитательных и образовательных учреждениях конфликты не яв­ляются редкостью. Происходят они и между представителями разных поко­лений. Принято считать, что разные поколения по-разному воспринимают жизненные коллизии. Но на самом деле «конфликт поколений» - искусствен­но созданная проблема. Достаточно вспомнить, что даже два человека из од­ного поколения могут быть столь же непохожи друг на друга, как и люди из разных возрастных групп. Противоречия между разными поколениями за­ключаются не в возрасте, а в нежелании увидеть человека таким, какой он есть на самом деле (а не таким, каким он «должен быть»).

Школьная медиация может помочь преподавателям, администрации, родителям и детям в умении цивилизованно решать свои общие проблемы. В настоящее время многие преподаватели чувствуют себя перегруженными из- за того, что им приходится решать большое количество задач, связанных с воспитанием детей, подростков, молодежи. Кроме того, их не обучают мерам по деэскалации конфликта. Учителя занимаются разрешением школьных споров по собственной инициативе. И у них нет эффективных стратегий, по­зволяющих легко выходить из сложных ситуаций. Вот почему педагоги часто вынуждены заниматься подобными проблемами в свое личное время и «на бегу». К сожалению, родители тоже часто оказываются бессильными перед некоторыми ситуациями, с которыми им приходится сталкиваться при воспи­тании детей. Им просто не хватает знаний и навыков. Обучение медиации - это хороший способ вывести родителей и педагогов на конструктивный путь решения подобных проблем.

В заключении следует отметить, что школьная медиация -это еще один шаг к развитию гражданского общества через вовлечение в процесс цивили­зованного общения молодого поколения, которое через 10-15 лет будет глав­ной действующей силой в нашей стране.

Центр медиации и права, с помощью коллег, работающих в системе образования, и при поддержке государственных органов и общественных ор­ганизаций, понимающих значимость внедрения школьной медиации в РФ, стал инициатором и организатором внедрения школьной медиации в россий­скую систему образования.

© 2016 - 2022. Павловская детско-юношеская спортивная школа.